12 мая в театре-студии «Дефицит» состоялась премьера спектакля «Выстрел».
Холодная темнота, в зале ни звука. Вдруг раздаются громовые раскаты боевых орудий, и звенящее безмолвие разбивается на тысячи осколков, ранящих в самое сердце, бередящих душу кипучей смесью страха, тревоги и гнева, рождающих тонкую вереницу мыслей и образов. Так неожиданно, непрошенным гостем, война врывалась в миллионы судеб и на мольбы о мире, поток горьких людских слёз, теплящуюся в глазах надежду отзывалась лишь оружейной бранью и гулким эхом. Именно так начинается постановка по пьесе Владимира Жеребцова «Предатель».
Сложные оттенки двух характеров – немки Марии Аппель и русского солдата Фёдора Алымова – меняются на глазах и по-новому раскрывают героев, благодаря пронзительной игре актёров, заставляющей держать зрителя в напряжении от первой до последней минуты. Простой сюжет, закрученный водоворотом войны, становится противоречивой загадкой и подводит наблюдателя к нелёгкому выбору между истиной закона и правдой человеческой морали.
Это пьеса об острых гранях войны: жизни и смерти, любви и ненависти, лжи во спасение и правде, похожей на вымысел, женской доле и судьбе солдата, о чувствах, с головой накрывающих в бою, о патриотизме и предательстве и о том, как всё относительно в нашем мире.
– Потрясающая игра актёров – эмоции на пределе, слёзы на глазах, – делится впечатлениями Ралия Галлямова. – Бессмертный батальон бойцов в финальной сцене стал настолько сильным моментом, что все чувства вырвались наружу. Это очень трогательно и близко лично для меня: мои дедушка и тётя вернулись с войны живыми, и я знаю, через что они прошли, какой ценой принесли миру Победу.
– Спектакль, конечно, на разрыв аорты – очень сильный, – говорит Светлана Будуева. – Конец был для меня неожиданным и вызвал массу противоречий. Сейчас я не могу в полной мере выразить своё отношение к увиденному: нужно многое переосмыслить, о многом подумать.
– В пьесе интересно само прочтение войны, – высказывает мнение Евгения Кривоногова. – У современного драматурга несколько иное видение: раньше нельзя было говорить о подобных вещах – могли арестовать или даже расстрелять. Для себя же я ещё не определила степень вины главных героев, да и предатели ли они вообще? Вопрос неоднозначный, и ответ на него требует времени.
«Выстрел» – спектакль неординарный: постановку необходимо не просто увидеть, но и пережить, чтобы, мелким ситом просеяв через разум и душу, дать ответ самому себе на множество вопросов, которые он затрагивает.
Газета «Металлург» №19 (4489) от 20.05.2017
Оксана Королёва
Фотограф Александр Конюхов