30 августа директор, режиссёр-постановщик театра-студии «Дефицит» Андрей Жеряков отметил 60-летний юбилей.

Искать себя и обрести

Андрей Васильевич из тех людей, что верят в магию судьбы. Она долго вела его по извилистым тропам, прежде чем открыть дверь в таинственный мир театра.

Детство и юность нашего героя прошли в бесконечных исканиях. Искры увлечений загорались и гасли, и лишь две из них, такие непохожие, светились всё ярче: хоккей и музыка. Именно музыка помогла ему разглядеть новые грани своих способностей.
Андрей так и не окончил класс баяна в музыкальной школе из-за смены преподавателей, но вернулся к инструменту, когда стал участвовать в смотрах художественной самодеятельности в школе №17. Успех не заставил себя ждать: участие более чем в половине концертных номеров – это вам не шутки! А потом был школьный ансамбль «Ровесники», влюблённость в гитару и множество вызовов окружающим, чтобы доказать, что, поставив перед собой чёткую цель, человек сможет всё. Даже разучить на фортепиано, клавиш которого никогда не касался, «Лунную сонату», и удивить сверстников. А Андрей Жеряков умел удивлять не только их.
Однажды семнадцатилетний юноша перебирал струны неразлучной спутницы и привлёк внимание одной компании. Парней из знаменитой тогда в Белорецке «Квинты» настолько покорила его игра, что они пригласили его к себе в вокально-инструментальный ансамбль. «Квинта» стала азартом, вдохновением и крепкой нитью, удерживающей на родине: уехать и бросить всё, что дорого, казалось немыслимым.

После службы в армии музыкант вернулся в родные пенаты – железнодорожный цех БМК – и организовал свой ВИА. Тогда-то на одном из мероприятий его талант заприметил Вадим Анатольевич Кулеша. «Этому парню надо учиться» – слова директора комбината запали в душу и стали своеобразной отправной точкой дальнейшего развития.
– Мечтал об эстрадном отделении Челябинского института культуры, – вспоминает Андрей Васильевич. – Но впоследствии счёл этот шаг дерзостью, ведь, по сути, я был дилетантом, самоучкой, не имевшим за спиной серьёзной базы. Я поступил на методиста-организатора клубной работы. Но у судьбы свои взгляды на наше предназначение.
Волей случая первокурсник стал участником постановки ко Дню Победы, и руководитель театрального отделения пригласил его в свои владения. Предложение стало тем ключом, поворот которого в корне изменил жизнь студента. Театр захватил сразу: он распахивал объятия и загадывал загадки, вплетался в повседневность и становился самой жизнью. Даже любовь была театральной (с Юлией, будущей супругой, они познакомились здесь), но сильной, искренней – настоящей. Биография семьи писалась стремительно: на втором курсе у Жеряковых родилась дочь, на четвёртом – сын, а учёбу никто не отменял. Взявшись за руки, они преодолели все ступени института и преграды, которых на пути было немало.
Люди искусства, они порой удивлялись собственным безрассудствам. Потратить свадебные деньги на кинопроектор и камеру, чтобы сохранить самые ценные моменты на плёнке, было смелым поступком, ведь полагаться приходилось только на себя. Но трудности растаяли во времени, а дорогие кадры хранятся до сих пор.

Волшебство сцены

Слово «дефицит» толкуется в словарях как недостаток чего-либо, но в контексте нашего города оно давно приобрело иное значение и стало синонимом театра, который призван дарить людям то, чего им так не хватает. Отсюда каждый, кто не разучился смотреть, слушать и чувствовать, обязательно унесёт с собой невидимые семена доброты, любви, сострадания, печали, совести, и, заронив их к себе в душу, уже никогда не станет прежним.
«Дефицит» родился из народного театра Дворца культуры, которым ранее руководил Борис Устюгов. Вернувшись из Челябинска, на его место пришёл амбициозный новатор Андрей Жеряков, который устроил настоящую революцию сцены.
– Первое, что я сделал, приступив к обязанностям, – представил актёрам концепцию работы. А потом начал своими руками создавать творческое пространство: перекрашивал студию в чёрный цвет, натягивал сетку под потолком, монтировал прожекторы, – рассказывает Андрей Васильевич.
– Здесь же, в маленькой студии, мы поставили первый спектакль – «Последняя женщина сеньора Хуана», о котором я грезил, ещё будучи студентом. Шпаги свистели прямо перед зрителями, иногда не обходилось без несчастных случаев, но мы упорно шли дальше. А дальше был скандальный «Мандат», противоречивая «Мать Иисуса»…
Новые взгляды не всегда приветствуются, и «Дефицит», который к тому времени немного подрос и окреп, оторвался от Дворца и поменял место жительства. Кирова, 66 – адрес, хорошо знакомый белоречанам. Открытие каждого сезона – праздник. Уровень постановок театра настолько высок, что, находясь в камерном зале, не ощущаешь себя жителем провинции. Каждая встреча зрителя с театром – погружение в глубь себя, видение реальности сквозь призму сценической игры. А это возможно лишь тогда, когда актёр полностью отдаётся пьесе, проживает её и со всей искренностью стремится рассказать свою историю людям.
– Пьеса должна быть такой, чтобы её идеи могли заполнить пустоты души. Но и это ещё не всё.
Важно правильно распределить роли, чтобы не испортить произведение, а вместе с автором суметь сказать самое главное. Мне всегда хочется, чтобы постановка дарила свет, поэтому иногда принимаю решение изменить финал, – признаётся режиссёр. – Хорошо, что рядом всегда Юлия – мой бессменный критик. Мы постоянно что-то обсуждаем, спорим, делимся идеями, и представить себя без театра уже не можем.
На счету «Дефицита» и студии «Надежда «Д», которой руководит Юлия Геннадьевна, около тридцати спектаклей, а в их копилке – множество наград, но Андрей Васильевич уверен, что они лишь прикоснулись к великому чуду театра, ведь объять необъятное невозможно.

Семьи невидимая сила
Семья для Андрея Жерякова – начало начал. Это место, где рождается человек и формируется его внутренний стержень. Это сокровищница традиций и ценностей, которые бережно передаются по наследству.
Дочь Надежда и сын Антон подарили Жеряковым пятерых внуков. Семейные встречи – большая радость для всех, ведь быть вместе – счастье. Дети выбрали свои пути, не связанные с искусством, и родители уважают их решения, ведь у каждого своё предназначение.
В театре-студии «Дефицит» – маленьком, атмосферном, уютном – вечерами, после трудовых будней, тоже собирается большая семья. Представители разных профессий перевоплощаются в актёров, и начинается волшебство, которое творят талант, терпение и труд. В семье «Д» тоже есть традиции, законы и правила, поэтому она такая крепкая и дружная. И неважно, пришёл ты тридцать лет назад или десять, главное, что цель у всех одна: нести прекрасное и сеять вечное.
В этом году театр отмечает свой 35-й день рождения. В преддверии юбилея его поклонников наверняка ждёт сюрприз, который преподнесут сами виновники торжества.
Долгих лет тебе, «Дефицит»! Твори, вдохновляй, живи!

Газета “Металлург” №36 (4758) от 03.09.2022

Оставить комментарий