В белорецком театре-студии «Дефицит» вновь премьера – спектакль «Выстрел» по пьесе современного драматурга Владимира Жеребцова «Предатель». Актёры театра играют психологическую драму, связанную с событиями Великой Отечественной войны. Андрей Жеряков рассказал нашей газете о новой работе актёров.
— Андрей Васильевич, о чём новый спектакль?
— Подобного рода спектакли мы ещё не играли. Автор пьесы – наш земляк, современный драматург из Стерлитамака Владимир Жеребцов, чьё творчество активно используют в своём репертуаре профессиональные театры Москвы и Санкт-Петербурга. Пьеса «Предатель» написана 12 лет назад, но вот поставить её осмелились пока немногие. Дело в том, что вынести тему войны на сцену очень сложно, в этом случае театру во всех смыслах тяжело конкурировать с кинематографом. У нас нет права на ошибку и искажение фактов даже в мелочах. Данная пьеса сложна ещё и тем, что в ней не показаны конкретные военные действия 1942 года, идёт только психологический анализ героев. Поэтому зрителю с первых минут спектакля будет нелегко понять, кто прав, а кто виноват. Другая трудность заключается в том, что здесь затрагивается не только военная тема, но и человеческая, поднимается много вопросов, с которыми каждый из нас не раз сталкивался. Это и тема выбора, предназначения и смысла жизни. Война в этом случае – лишь предлагаемые обстоятельства, в которых проявляются истинные качества человека, открывается его настоящее лицо. Поэтому сразу могу сказать, что после просмотра нашего нового спектакля у зрителя будет неоднозначное мнение.
— Есть ли возрастные ограничения для просмотра этого спектакля?
— Конечно, учитывая жанр постановки, детям будет сложно смотреть этот спектакль. Но если говорить не про «можно», а про «нужно», то «Выстрел» должны увидеть не только взрослые. Этот спектакль заставляет искать ответы на жизненные вопросы, он побуждает обратиться к истории того лихолетья. Пока мы готовили премьеру, я сам пересмотрел и перечитал очень много материала о войне, хотя и раньше знал об этих событиях немало.
— Вы сказали, что «Предателя» Владимира Жеребцова осмеливаются ставить на сцене не многие, а почему вы решились?
— Думаю, что нашему театру уже пора говорить и играть более серьёзно. Этот спектакль даёт такую возможность сполна. Перед актёрами стоит много важных задач, но основная – заставить зрителя поверить в то, что происходит на сцене. На мой взгляд, это самый главный критерий оценки актёрской работы такого уровня.
Возможно, это прозвучит не совсем скромно, но у нашего театра есть свой зритель: люди, которые постоянно ходят на наши спектакли, с нетерпением ждут премьер. Для них скажу так: такими нас вы ещё не видели! Это другой жанр, иная проблематика, более глубокие роли.
— Андрей Васильевич, но в жизни «Дефицита» случился ещё один «выстрел», только его ваши преданные зрители никак не ожидали. Так сказать – удар в спину… Белорецкий театр исключили из списка участников федерального проекта «Театры малых городов». С чем связано такое решение, и чего лишили нашего зрителя?
— Вы знаете, я бы не хотел комментировать эту новость…
(от автора: Андрей Васильевич делает паузу. В его молчании и лице я прочитала явную досаду. Поняв, что задела самое больное, решаю закрыть эту тему, пытаясь найти оправдание этому бестактному вопросу…).
— Понимаю вас. Просто, о субсидии вашему театру настолько уверенно заявляли во всех региональных СМИ, что, казалось, будто средства уже выделены. А наша газета с нетерпением ждала момента, когда сможет рассказать о том, какие кардинальные изменения ждут зрителей «Дефицита» …
— Конечно, вся эта ситуация нам неприятна. Это как с конфеткой, которой поманили, но не дали… Безусловно, мы строили планы, и планы грандиозные. Поскольку, действительно, речь шла о достаточно больших, миллионных суммах поддержки. Однако я изначально говорил, что не стоит раньше времени афишировать такую «удачу», до тех пор, пока нам не перечислят обещанные средства. Причину нашего фиаско уже озвучили во всех республиканских СМИ. Проект был создан для муниципальных театров, а в процессе проверки документов выяснилось, что наш театр не является самостоятельным муниципальным коллективом, а входит в состав РДК.
— А стать муниципальным театром сегодня сложно?
— Мы имели такой статус с 2009 года, но в прошлом году в целях оптимизации театр присоединили к районному Дворцу культуры. Тем не менее, мы не опускаем руки. Всё задуманное в отношении развития нашего театра мы обязательно воплотим в реальность. «Дефицит» признан на федеральном уровне уже давно, неоднократно мы получали профессиональные награды из рук московских представителей театрального искусства. Недавно «Надежда «Дефицита» получила высшую награду (Гран-при) на республиканском фестивале детских и молодёжных театров за спектакль «Бэмби» (на снимках внизу справа).
Есть такое известное выражение и я с ним полностью согласен: «Художник должен быть голодным». Всегда люди что-то придумывали и творили гениальное на пустой желудок. Когда-то мы участвовали в театральном фестивале в Верхнем Уфалее, и там, на совещании, руководители муниципальных театров посетовали: «Ну как можно поставить спектакль на 400 тысяч?!». Когда они увидели наши работы – спросили, сколько средств мы затратили на декорации? Я честно ответил, что в сто раз меньше, чем они…
А вообще, знаете, тридцать лет назад, вернувшись после окончания института работать в родной город, я поставил себе главную цель – изменить в Белорецке отношение к слову «театр». Как видите, это удалось сделать. Мы вышли из народного театра на профессиональный уровень, «Дефицит» признают мастера далеко за пределами нашего города.
Газета «Белорецкий рабочий»
Беседовала Мария ПЕТРОВА.